Статьи

Курс выживания в шоубизнесе. Для музыкантов

Помнится, в бытность, когда деревья были большими, любовь была одна и на всю жизнь, а люди из телевизора казались небожителями, вы бы и подумать не могли, что сможете прикоснуться к великим артистам и играть с ними песни, которые стали символом целых поколений.

Итак, Вас пригласили работать к «звезде» отечественного шоу-бизнеса. Имея определенный опыт работы на данном поприще, хотелось бы поделиться им, чтобы вам не попасть в будущем в неприятные ситуации. Для этого следует выработать несложную модель поведения для себя.

В большинстве своем, музыканты очень большое внимание уделяют собственному исполнительскому искусству, инструментам,оборудованию и тд, но забывают о простых вещах,которые могут помешать им получить работу.

На прослушивание лучше прийти подготовленным, опрятно одетым и вовремя.

Стоит внимательнейшим образом изучить творчество артиста, посмотреть видео в интернете (если такое имеется в наличии), тщательно снять все свои партии и лучше всего выписать их на ноты (чтобы ничего не перепутать). Играть нужно все как можно ближе к оригиналу и похожим звуком, невзирая ни на что!

Кроме творчества, лучше всего поискать всевозможные материалы о Вашем будущем работодателе, чтобы составить для себя его приблизительный психологический портрет. Можно навести справки в музыкальной «тусовке», многие музыканты работали - но доверять им все же не стоит на все сто процентов.

Вас приняли на работу, вы с честью прошли прослушивание и перед вами открывается гастрольный путь с массой концертов и переездов, гостиниц, ожиданий, самолетов и т.д. Закон номер один гастрольной жизни - никогда не позволяйте себе выходить на сцену в состоянии алкогольного опьянения. После концерта или в "день артиста" - делайте все что хотите! Второе - не заводите в группе и с самим артистом дружеских отношений. Часто из такой "дружбы" вытекают бесплатные записи в студии, бесплатные стояния на съемках, репетиции и прочие неоплачиваемые работы .

Но это не говорит о том, что нужно отделиться от коллектива. Будьте всегда доброжелательны и дружелюбны, поддержите любой разговор, будьте комфортным человеком в общении и не создавайте лишних проблем, в том числе и бытовых... Не стоит с пеной у рта отстаивать собственные убеждения , оставьте их при себе, никому они не интересны. Учтите - незаменимых людей не существует! Стоит понимать, что более молодые артисты не стараются дистанцироваться от музыкантов, им обычно нравится потусоваться после концерта с группой (на гастролях музыканты - самая адекватная для них компания).

В целом молодые артисты гораздо более демократичны по отношению к музыкантам. Это касается и свободы в игре - нововведения в аранжировке обычно приветствуются (если они не слишком радикальные). Основных минусов при работе с молодыми артистами два: музыкальная неопытность (а иногда и безграмотность) и невысокая оплата (обычно эти артисты ещё связаны своим первым контрактом с продюсером, который не очень любит платить).

Обратите внимание на то, какую сценическую одежду используют ваши коллеги, приобретите одежду в подобном стиле и возите ее с собой как сценический костюм, не позволяйте себе выходить на сцену в той одежде, в которой вы ехали в поезде! Имейте ввиду - обуви это тоже касается!

Исполняя из концерта в концерт одни и те же песни не переделывайте свои партии до неузнаваемости скуки ради, вы можете только их адаптировать под себя, если в концерте у вас есть соло - вот там и отрывайтесь по полной! Попробуйте понять, какой именно звук нравится вашему «шефу», не бойтесь обсуждать музыкальные вопросы в момент творческого поиска, предлагайте свои варианты звучания. Имейте несколько инструментов для работы, чем шире ваша палитра звучания - тем ценнее вы будете как сотрудник и тем сложнее будет от вас отказаться.

Следите за всеми техническими новинками, не бойтесь их использовать. Для работы на просторах нашей необъятной родины, имейте свой звук, возите с собой всевозможные преампы-примочки , чтобы отдавать звукорежиссеру уже сформированный качественный звук. Не забывайте менять струны, от них тоже многое зависит. Ваш звук - ваша визитная карточка.

В каждом коллективе существует музыкальный руководитель, он же - доверенное лицо «звезды». В его обязанности входит следить за всем, что происходит в группе и докладывать все "наверх". Имейте ввиду - если вы хотите работать, вам необходимо иметь с ним ровные отношения. Будьте пунктуальны! Не позволяйте себе опаздывать даже на несколько минут - это вам припомнят в самый неподходящий момент. Относитесь к вашему участию в проекте как к работе, выполняйте ее очень качественно и безукоризненно. Не позволяйте себе ошибаться! Просто сдайте себя в аренду. Никогда не делайте того, о чем вас не просят и помните - инициатива наказуема, срабатывает чисто армейский принцип. Иначе могут подумать, что вам больше всех надо или вы нацелились на место музыкального руководителя группы. Избегайте в разговорах, даже самых доверительных, оценки кого либо или чего либо...не обсуждайте никого за спиной, информация распространяется моментально! При переездах на поезде или в других видах транспорта имейте ввиду, что у каждого есть свои излюбленные места, которые негласно считаются незанимаемыми. Вообще к этому вопросу стоит подойти тщательно и селиться с теми членами группы, которые наиболее вам подходят по психологическому комфорту. Иначе можно попасть в компанию, где постоянно что-то вас не устраивает, но сделать с этим вы уже ничего не сможете. Раздражение будет копиться и обязательно найдет выход , не в самый лучший момент для вас.

Обязательно оформите себе заграничный паспорт, если даже в ближайшей перспективе не планируются выезды за границу. При прохождении границы не стоит говорить таможеннику, что вы везете что-нибудь запрещенное, даже в шутку!

Особое внимание хочу обратить на поведение в чужом для вас городе. Не стоит гулять в одиночестве и не дай бог ночью! Не посещайте ресторанов и дискотек на окраинах (да и в центре тоже) и не заводите новые знакомства с местными жителями, даже если они являются поклонниками вашего таланта, все может закончиться плачевно.

При общем застолье знайте меру в выпивке. Особенно ,если «начальство» рядом. За столом стоит выбирать место подальше от артиста . Научитесь вовремя и незаметно покидать подобные посиделки, чтобы отдохнуть перед предстоящим концертом или переездом.

Насчет зарплаты отдельный разговор. Так как в нашем шоу-бизнесе отсутствуют контрактная система, все финансовые отношения происходят только на словах между сторонами. Попробуйте избежать «развода» на испытательный срок, необходимо четко и прямо назвать вашу стоимость за концерт , иначе можно очень долго ждать повышения и не дождаться. Стоит помнить о том, что работы в наше время больше не становится, но и совсем уж падать в цене не стоит, имейте уважение к себе. Оценивайте свою работу не по количеству денежных знаков, а по затраченному времени на их зарабатывание!

В последнее время менеджмент артиста нашего шоу-бизнеса не практикует выплачивать постоянную заработную плату музыкантам, есть концерты - есть зарплата, нет концертов - сами понимаете! Так что не бросайте играть в параллельных прожектах, это вам не повредит во всех смыслах, и играть не разучитесь и будете иметь альтернативный заработок. Не стоит долго работать в одном и том же коллективе, меняйте артистов чаще (особенно «фанерных»), совмещайте артистов, это заставит и работодателей быть внимательнее к обслуживающему персоналу и вам не позволит "закиснуть" и потерять интерес к жизни.

Умело планируйте свое время - заведите себе ежедневник, чтобы ничего не упустить и не проспать на самолет или не перепутать площадки! При подобном подходе, накладок вам не избежать, они будут потому, что у звезд, как правило, ненормированный график концертов. Для побочных прожектов необходимо постараться подготовить замену на такие случаи. К звездам посылать подмену себе бессмысленно, вас тут же уволят! Это в большинстве случаев - хотя случаи разные бывают.

Если вам предлагают новую работу - взвесьте все "за" и "против", попробуйте ее получить, отказаться всегда успеете. Есть такая старая шутка - «Хохлы сначала ищут работу, а потом уже учатся играть» .

И последнее - если ваш телефон замолчал на месяц или больше - знайте, Вы уволены!

Дмитрий Рыбалов